Главная > Болезни глаз > Обильное слезотечение у животных (эпифора)

Обильное слезотечение у животных (эпифора)

Обильное слезотечение (эпифора) как правило, является одним из признаков заболевания глаз у животных. Однако у брахицефальных пород собак и кошек, а также у собак с большими глазами (пекинесы, пинчеры и т. д.) такое явление не всегда носит патологический характер.
Слезотечение в этом случае обусловлено особенностями строения черепа. Глазное яблоко незначительно погружено в орбиту, что делает роговицу чувствительной к ветру, морозу, пыли.

Обильное слезотечение у собаки

В большинстве случаев эпифора – это несамостоятельное заболевание, а симптом разнообразных офтальмологических патологий. Оно представляет собой нерегулируемое постоянное слезотечение. В хронических случаях сопровождается выпадением волос на морде, зудом, дерматитом. Наиболее подвержены заболеванию кошки и собаки, особенно со специфическим строением черепа по брахицефалическому типу. Среди кошек эпифора часто регистрируется у следующих пород:

• персидские;
  • британские;
  • скоттиш-фолды и скоттиш-страйты;
  • экзоты. У собак обильное слезотечение наблюдается у следующих пород:
  • бульдоги (французские, американские, английские и т. д.);
  • мопсы;
  • пекинесы;
  • шарпеи и т. д.

Этиология эпифоры у животных

Причин возникновения обильного слезотечения у кошек и собак множество. Их можно разделить на следующие категории.
    1. Раздражение глазного аппарата:
  • травмы роговицы (механические, химические);
  • инородные предметы в глазу животного;
  • заворот век (энтропион);
  • выворот век (эктропион);
  • неправильный рост ресниц (трихиаз и дистрихиаз).
    2. Патология слезоотводящих путей:
  • Врожденная патология слезоотводящих каналов (сужение или атрезия (отсутствие) слезных канальцев);
  • Маленький размер слезной точки;
  • Недостаточный слезный объем;
  • Воспалительные процессы в слезном мешочке (дакриоцистит).
    3. Инфекционные заболевания:
  • блефриты;
  • конъюнктивиты;
  • кератиты;
  • иридоциклиты;
  • синуситы;
  • герпес.
    4. Неинфекционные заболевания:
  • аллергия;
  • глаукома;
  • корнеальный секвестр у кошек;
  • новообразования в области слезовыводящей системы, роговицы глаза.

Клинические проявления

Обильное слезотечение у кошки Симптомы эпифоры имеют выраженный характер. Шерстный покров вокруг внутреннего угла глаза постоянно увлажнен, часто окрашен в коричневый цвет. Хроническое слезотечение приводит к раздражению кожи, зуду, дерматитам. У животных наблюдаются расчесы на морде и подтеки коричневатого цвета. Возможно скопление сухих образований в уголках глаз.

Диагностика заболевания

Учитывая многообразие причин возникновения обильного слезотечения, постановка диагноза требует комплексного обследования. Собирают полный анамнез, определяют общее клиническое состояние больного животного и проводят специальные офтальмологические исследования. К ним относятся:
  • флюоресцеиновая проба (определение дефектов роговицы).
  • тест Ширмера (определение продукции слезной железы).
  • тест Джонсона (принудительный и пассивный) – определение проходимости носослезного кананала;
  • щелевая биомикроскопия (для исключения патологии роговицы, сосудистой оболочки глаза);
  • микробиологический метод (выявление патогенной микрофлоры и вирусов).

При постановке диагноза обращают внимание на односторонность или двусторонность патологического процесса. Так, аллергическая эпифора всегда носит двусторонний характер.

Лечение заболевания

Лечение обильного слезотечения направлено на терапию основного заболевания, вызвавшего эпифору и устранение причин повышенной слезной продукции. Инфекционные причины устраняют антибактериальной и противовирусной терапией. При врожденных аномалиях слезной системы глаз проводят хирургическое раскрытие слезных точек. В случае непроходимости слезного канала производят промывание и бужирование. При энтропионе, эктропионе, корниальном секвестре производят хирургическое лечение основного заболевания. Аллергическую эпифору лечат устранением аллергена и проведением антиаллергического лечения.

Профилактика заболевания

Владельцу животного, особенно брахицефалической породы, следует оказывать повышенное внимание уходу за глазами питомца. Регулярно проводить гигиеническую чистку глаз и всей морды. Не допускать травмирования инородными предметами, исключать аллергенную природу заболевания. Регулярное посещение ветеринарного специалиста для планового профилактического осмотра животного также поможет раннему выявлению патологии, в том числе врожденной.

Лечение в нашей клинике

Клиника ЦНВОиМ занимается исключительно лечением заболеваний глаз животных, наши офтальмологи успешно лечат любые травмы и заболевания век.

Мы проведем комплексное обследование глаз Вашего питомца, назначим оптимальное, современное и качественное лечение.